Мода на дауншифтинг или сказки о гоашифтинге
Похоже, 2007 год можно будет назвать годом дауншифтинга в России. Сейчас о нем пишут и говорят все. Глянцевые журналы, желтые газеты, скандальные ток-шоу и “документальные” фильмы на федеральных каналах. Это настоящий модный тренд.
Стараниями СМИ дауншифтинг занимает почетное место в массовой культуре. Где-то по соседству с медведом и преведом. Я часто слышу, как в пятничных компаниях звучит под аккомпанемент пива: “Ща как сдауншифтю в Гоа и к черту эту работу”. Похожие фразы летают и в курилках - цитаделях офисной свободы.
Интересно, что год назад тексты о дауншифтинге писали в основном HRы и психологи. В своей первой статье о дауншифтинге я критиковал их за предвзятое отношение к дауншифтерам. Но, несмотря на всю предвзятость, авторы рассматривали реальные примеры дауншифтинга, пытались понять и проанализировать его причины.
В общем, описывали это явление таким, каким видели его со своей стороны баррикад
. Но многое изменилось, когда дауншифтинг вышел из эйчарско-психологической тусовки в медийные массы. Материалы о нем стали писать профессиональные журналисты. Вот только писать или придумывать?
Например, одна из последних статей в популярном еженедельнике. В ней авторы гордо заявляют, что в России настоящего дауншифтинга не существует. А те граждане, что называют себя дауншифтерами - это просто лузеры из Гоа (с московской рентой, которая не дает им помереть с голоду).
Россияне уходят в пожизненный заграничный отпуск не оттого, что работа достала, а оттого, что выбор для карьериста в России не слишком-то и велик, а условия жизни по-прежнему тяжелы. Дауншифтерами назвать их сложно: ведь если человек не испытывает недостатка в деньгах и чувствует себя хорошо - разве это движение вниз? © Русский Newsweek
Как в школе говорили: “Что и требовалось доказать“. Если стоит задача написать горячий материал - то найдутся (или придумаются) любые факты и доказательства.
За последний год я общался с большим количеством журналистов. Мне предлагали высказать “экспертное” мнение для статей, участие в ток-шоу и фильмах. Забавно, что половина этих предложений “отваливались” после того, как я описывал свое видение дауншифтинга. Оно оказывалось слишком скучным и неинтересным для СМИ.
Я не рассказываю о переездах в Индию или Таиланд. Не знаю историй об укуренных гоашифтерах и бывших супертоп-менеджерах, которые вначале сходят с ума, а потом уходят в монастырь. Мои слова о личностном развитии, возвращении к свои мечтам и ценностям мало интересуют акул пера. Ведь как все эти внутренние “штучки” показать на ТВ или в глянце?
Правда, находились журналисты, которые с удовольствием выслушивали мое понимание дауншифтинга. А потом пропускали его через “формат” своего издания. В итоге читаешь статью и не понимаешь - фразы вроде твои, а смысл совершенно другой. Приглядишься и все понятно
Там слово добавили, тут акцент на другом поставили.
Но я пишу эту статью не для того, чтобы сказать свое “фи” журналистам. Не все они его заслуживают. Я общался и с настоящими профессионалами, которые ничего не искажали и были максимально объективны. Сейчас моя цель - рассказать о другом дауншифтинге. Отличном от всех этих гламурных сказок о гоашифтинге.
Чем больше я общаюсь с людьми, которые называют себя дауншифтерами, тем больше понимаю, что все эти внешние признаки дауншифтинга - отказ от карьеры и доходов, переезды в деревню или южные пляжи - все это не имеет никакого значения.
Представьте себе сорокалетнего руководителя. Для меня - он в самом расцвете сил, ему еще только сорок. Но он считает по-другому. “Мне уже сорок лет и моя жизнь - беспросветное дерьмо”. “Жена, дети, родители, начальники, подчиненные - все от меня чего-то хотят. Всем я что-то должен. А я сам уже давно ничего не хочу… Я перестал чувствовать, что эта жизнь - моя”.
Этот человек случайно видит тв-программу о дауншифтерах. И загорается идеей “бросить все” и уехать куда-нибудь подальше. Куда именно не важно. Главное - как можно дальше от его московских проблем.
И он может даже осуществить свой безумный план. Бросить работу и семью, сдать квартиру и купить билет в один конец. Но его реальные проблемы сядут вместе с ним в самолет, поднимутся на высоту 10000 метров и ступят на индийскую землю в аэровокзале Мумбая. Его проблемы - это он сам.
Это тот мусор, который копился в его сознании годами. Многочисленные предательства себя, женитьба на нелюбимой женщине, неумение сказать нет, слепое повиновение авторитарным родителям. И этот мусор не исчезнет с гоашифтингом, а наоборот - станет еще сильнее. От такого побега уверенность, что “я ни в чем не виноват, это все они” вырастет в разы.
Дауншифтинг - это о другом. О честности с самим собой. Когда ты признаешь, что сам создал беспросветное дерьмо в своей жизни. И только сам можешь его убрать, изменив свои убеждения, вернувшись к запыленным мечтам и ценностям.
“А где же тут движение вниз?!”, скажут некоторые. Все очень просто
. Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то прежде чем найти свою, ему нужно спуститься. Дауншифтинг - это и есть спуск по лестнице чужих желаний и целей. И это спуск не ради самого спуска, а ради начала новой жизни. Своей.
Поэтому я и говорю, что все внешние “признаки” дауншифтинга - это лишь только проявления внутренних изменений. И сами по себе эти отказы от карьеры и переезды не имеют никакого значения. И дауншифтинг бессмысленен, если за ним не следует апшифтинг - движение к тому, что действительно важно и ценно.
Я знаю и верю, что российский дауншифтинг существует. Что многие люди не просто отказываются от чужих целей, но и создают новое - с любовью и радостью. Именно для таких людей я создал сообщество дауншифтеров и этот блог. Для них и о них я начал писать книгу. Спасибо вам всем!





30. Март, 2007 в 13:56
Как это созвучно с моим мироощущением
30. Март, 2007 в 14:08
200% тру!!!!
“Спуск по лестнице чужих желаний” – просто идеальная фраза
30. Март, 2007 в 15:10
Да, в последнее время в СМИ понятие дауншифтинга мутировало в “обломовщину” или просто в долгосрочный отпуск.
Спасибо за статью.
31. Март, 2007 в 00:33
“честность с самим собой” - это самое сложное…
31. Март, 2007 в 08:51
Для Юли:
Но самое приоритетное (для меня лично).
Если это реально важно, то любые сложности преодолимы.
2. Апрель, 2007 в 07:52
Замечатаельная статья
3. Апрель, 2007 в 16:23
Да, давно это уже наболело. Спасибо, что высказал, в том числе и за меня. У меня просто руки не дошли, такой цейтнот в последнее время…
4. Апрель, 2007 в 05:00
Масс-медиа Форева!
Березовским чтоли становиться, газету покупать? 
Знаешь Саша, вот сидим мы тут с тобой - ты с дауншифтингом, я с интуицией… говорим что то… светлое, хорошее… в массы несем… книгу собираемся писать… Про внутренний рост говорим, но не внешние проявления…
А кому это надо? Придет формат СМИ когда тема важна для массы будет. подведет он первоначальные идеи под обычный, понятный шаблон восприятия для людей и всем все будет понятно. Так понятно, что исходным авторам, извини, просто тошно станет… Еще и ноги вытрут. А, так все было понятно и без вас. А, так вы об этом… Так у нас это уже давно есть. только мы не знали без вас как назвать. А теперь понятно стало… Спасибо, до свидания
Надо брать СМИ в свои руки
Есть книга - Экхард Толле “Новая земля”. Она в переводе на русский есть, но проблемы с изданием какие то не понятные. Я тебе ее вышлю на мыло - можешь ли ты отправить ее своим издателям и узнать как вообще процесс в печать запускается. Контакты переводчика и официального агента по распространению книги у меня есть. Только почему то не печатается… Может побудим, ускорим?
А вообще - я вот ною сейчас что все плохо и безпросветно. Сейчас - ой как туго самому. но ты прав. через внутренний рост надо нагло и смело ситуацию вокруг себя менять и в бизнес, работу и общество идти. Лузеры из ГОА это и есть лузеры. Дауншифтинг если он с целью внутреннего роста происходит - нет права убегать, да и не тот это путь. Внутри себя меняешь, вокруг себя меняешь и все сильнее и глубже в этом изменении в общество идешь. Работать, работать, работать… и NEVER GIVE UP. Вот это и есть прямой результат путь к которому начинается с дауншифтинга.
4. Апрель, 2007 в 09:29
Привет, Юра!
Кто-то на таком понимании остановится - и это нормально.
Согласен насчет масс-медиа. С дауншифтингом так и происходит. Многие федеральные каналы уже отметились ток-шоу и фильмами о нем. И теперь многие мои знакомые узнали, что такое дауншифтинг. Что это лузерство для наркоманов и хиппанутых
А кто-то полезет в Яндекс - узнать больше. И в этот момент монополия масс-медиа заканчивается
Например, в топ 10 яндекса по дауншифтингу есть и сообщество дауншифтеров и сайт моих друзей дауншифт-трэвел, да и этот блог. Это уже не масс, а social или personal media.
Масс медиа - они на то и масс - для толпы. В этом их сила (влияния). И слабость. Слабость в ограниченном формате. Вот несколько лет назад была передача Гордона по ночам - так ее из-за низкого рейтинга в итоге закрыли.
При этом СМИ делают свою работу хорошо - выливают кучу информации на человека. С оценками, субъективностью - но выливают. И тут уже ответственность конкретного человека - сможет ли он отделить зерна от мусора.
Насчет книги Толле я тебе по мылу напишу. Появилась пара идей, как ее можно издать. Хорошая книга.
28. Ноябрь, 2007 в 09:49
Какие удивительные слова я прочитала в Вашей статье:
“А где же тут движение вниз?!”, скажут некоторые. Все очень просто . Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то прежде чем найти свою, ему нужно спуститься. Дауншифтинг - это и есть спуск по лестнице чужих желаний и целей. И это спуск не ради самого спуска, а ради начала новой жизни. Своей.
Поэтому я и говорю, что все внешние “признаки” дауншифтинга - это лишь только проявления внутренних изменений. И сами по себе эти отказы от карьеры и переезды не имеют никакого значения. И дауншифтинг бессмысленен, если за ним не следует апшифтинг - движение к тому, что действительно важно и ценно.”
Но почему во всех комментариях обсуждается только первый абзац, когда вся суть во втором?!? Почему все обсуждают “уходы” из своей какой-то состоявшейся жизни и никто не задумывается, что этот “уход” должен быть не только подкреплен, но и обусловлен именно апшифингом. В противном случае это какой-то детский лепет, своеобразная духовная и душевная инфантильность.
Давайте все=таки научимся смотреть на себя трезво - не поиск и уход ради поиска и ухода, а все-таки осмысление своей жизни и самого себя в этой жизни. Кстати, разве нельзя осмыслением заниматься параллельно с какой-то работой, пусть даже и не очень любимой. Ведь на эту работу можно смотреть и с той точки зрения, что она тебе дана, как своеобразный урок, испытание на прочность, если хотите, и для того, чтобы ты сумел ее перерасти именно в плавном переходе из материального в духовное. А разве просто находясь среди материальноозабоченных научить себя на материальном не зацикливаться?!? А разве не интересно научиться жить внутри террариума, сохраняя и чувство собственного достоинства, и приоритеты духовного перед материальным. Разве само присутствие такого человека внутри материальноозабоченного социума не влияет на этот социум??!!!
Как бы хотелось получить ответы на свои вопросы и поговорить с человеком, чье представление о дауншифтинге все-таки несколько шире распространяемого массового психоза вокруг этого явления.
Очень хочется, чтобы дауншифтинг все-таки стал дорогой к мудрости, а не к примитивному отрицанию.
6. Декабрь, 2008 в 11:43
?????? ????, ????? ?? ? ????? ????, ? ????? ????
18. Июль, 2009 в 22:20
Долго писал, а потом подумал, а зачем надрываться? Короче, нужно писать более полезные посты. К примеру, прошлый - на уровне. Этот - уже не так. Держите планку!
15. Август, 2009 в 00:48
Эмм.. а можно ли у вас брать новости с ленты (RSS или как там ее?)? Ссылку на вас поставлю.
16. Август, 2009 в 04:34
Вот вы - умный человек. Пожалуйста, подскажите, как можно подзаработать денег летом? Вот сейчас стараюсь раскрутить свой сайт. Но он приносит сущие копейки =( Заранее спасибо за ответ
Ах да - мне 17 лет.
17. Август, 2009 в 18:04
Благодарю. Как и всегда - отличный пост!
19. Октябрь, 2009 в 00:41
Народ в таких вот случаях так говорит - Абросим не просит, а дадут — не бросит.